Universal Navigation

headerTitle

Search AIA

Хакасский научно-практический семинар "Психодиагностика мотивации"
Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова
Медико-психолого-социальный институт
Кафедра общей и клинической психологии
Социально-психологический центр «Праксис»
Контактный телефон: (390 2) 22-24-53

E-mail: mpsi.khsu@gmail.com Хакасский научно-практический семинар «Психодиагностика мотивации»

Сообщество ученых признало психологию самостоятельной научной дисциплиной в 1879 году, но самые первые психологические проблемы возникли практически одновременно с появлением на Земле разумных существ. Сейчас психология – интенсивно развивающаяся дисциплина с фантастическими перспективами. XVII столетие называют веком механики – именно тогда были открыты основные физические законы; XVIII век стал веком химии, XIX – биологии. Завершившееся XX столетие ознаменовалось компьютерной революцией. Наступивший XXI век будет веком психологии, и изучать эту очень быстро развивающуюся науку не только престижно и полезно, но и интересно.
В идеале каждый человек хочет иметь полное представление о себе: знать особенности своей личности, контролировать мысли, поступки, желания и даже то, что в обычных условиях никогда не становится предметом сознательного анализа. Эта информация помогает ему правильно выстраивать отношения с другими людьми и не только избегать острых межличностных конфликтов, но и преодолевать противоречия в самом себе.
Но чтобы эффективно бороться с этими отравляющими жизнь явлениями, каждому человеку нужно не только хорошо разбираться в своем поведении, но и уметь правильно определять причины своих поступков. А это непросто, потому что далеко не все мотивы осознаются.
В этом поможет система психологического исследования бессознательных мотивов поведения, разработанная на основе теории ценностно-потребностной сферы личности проф. В.Г. Морогина. В основе входящих в ее состав методов лежат объективные психологические законы, поэтому ее можно назвать экспериментальным психоанализом: бессознательные мотивы и конфликты выявляются с помощью объективных экспериментальных процедур.
Такие психологические инструменты незаменимы в психотерапевтической и консультативной работе практического психолога; они могут успешно использоваться для научных и прикладных исследований бессознательной мотивации в самых различных сферах: социальной, профессиональной, клинической, в кросс-культурных исследованиях.
Но для того, чтобы грамотно применять эти инструменты, нужна соответствующая теоретическая и практическая подготовка – знакомство с концепцией ценностно-потребностной сферы личности и умение работать с конкретными методами ее диагностики.
С этой целью кафедра общей и клинической психологии медико-психолого-социального института Хакасского государственного университета совместно с социально-психологическим центром «Праксис» проводит семинар «Психодиагностика мотивации», где участники могут приобрести необходимые знания и навыки. Руководитель семинара – автор концепции ценностно-потребностной сферы личности и разработчик методов ее диагностики доктор психологических наук, профессор В.Г. Морогин.
Носителями этих знаний в первую очередь должны стать выпускники психологических факультетов университетов, получающих высшее образование по специальностям «Психология» и «Клиническая психология». На этом семинаре они приобретут знания и навыки, которые впоследствии смогут успешно применить в своей будущей профессиональной деятельности.
Человек стремится получить хорошее образование – это престижно, это открывает возможности карьерного роста, это повышает его общий культурный уровень.
Но процесс познания непрерывен и бесконечен, поэтому умный человек учится всю жизнь.
 
Регламент
Хакасский научно-практический семинар «Психодиагностика мотивации» проводится в г. Абакане. Конкретные сроки определяются по мере комплектования рабочих групп. Для участия в нем необходимо подать заявку, в которой можно указать удобное для Вас время. На основе таких заявок будут комплектоваться рабочие группы и планироваться сроки проведения занятий.
Работа семинара состоит из двух частей – общетеоретической и практической. На теоретических занятиях слушатели знакомятся с авторской концепцией ценностно-потребностной сферы личности проф. В.Г. Морогина и методологическими принципами ее диагностики. Мастер-классы помогут приобрести практические навыки работы с компьютерной системой психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности.
Семинар «Психодиагностика мотивации» строится на принципах индивидуального подхода, поэтому качественное освоение материала каждым слушателем гарантируется.
В семинаре могут принять участие специалисты разных профилей – врачи, педагоги, психологи. В зависимости от уровня подготовленности участников продолжительность семинара может варьировать от одной до двух недель. Продолжительность обучения минимальна для специалистов с базовым психологическим образованием; для иных категорий слушателей предусмотрена предварительная психологическая программа, цель которой – подготовить участников семинара к восприятию основного материала.
Стоимость участия в семинаре – 10 тыс. руб.
Перед началом занятий с каждым участником проводится индивидуальное собеседование, цель которого – оценить общий уровень психологической подготовки и на основе этой оценки подобрать наиболее адекватную программу обучения. Для проверки качества освоения теоретического материала и уровня приобретенных практических навыков в конце курса предусмотрено итоговое собеседование.
На основании результатов индивидуального собеседования каждому участнику семинара выдается документ государственного образца о повышении квалификации по программе «Психодиагностика мотивации», а также дискета с демонстрационной версией «Системы психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности». Этот демо-вариант «Системы …» включает все функции полной рабочей версии, но сохраняет работоспособность в течение 1 месяца с начала использования.
Полная рабочая версия «Системы …» рассчитана на 10 независимых инсталляций, снабжена персональным идентификатором и может быть заказана за отдельную плату.

 

Заявка на участие в Хакасском научно-практическом семинаре «Психодиагностика мотивации»

Фамилия, имя, отчество

 

Телефон (факс) с кодом города

 

Адрес с почтовым индексом

 

E-mail

 

 

Базовое образование

 

Ученая степень

 

Ученое звание

 

Место работы

 

Должность

 

 

Желательные сроки

 

Потребность в гостинице

 

Дата заполнения заявки

 

 

Программа Хакасского научно-практического семинара «Психодиагностика мотивации»
Теоретическая часть
Раздел I. Введение в психологию мотивации
Тема 1. Мотивационная парадигма в психологии
Психоаналитическая концепция мотивации. Когнитивные теории. Самоактуализационная модель. Динамическая теория мотивации К. Левина.
Содержательный анализ понятий «мотивационно-потребностная», «ценностно-мотивационная» и «ценностно-смысловая» сфера личности.
Мотивация профессиональной деятельности.
Тема 2. Содержание мотивации
Потребности, мотивы, ценности. Типология потребностей. Формирование и развитие потребностей. Уникальность индивидуальной потребностной структуры.
Ценности и ценностные ориентации. Мотивация и самоактуализация.
Тема 3. Мотивация как активный процесс
Мотивы – двигатели поведения и деятельности. Мотивация как процесс формирования мотива. Процесс мотивации и процесс деятельности. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Смыслообразующие и побудительные мотивы.
Модель экспериментального исследования процесса мотивации. Уровни исследования. Методы и психологические показатели.
Раздел II. Психологическая метатеория личности
Тема 1. Основные категории психологической метатеории личности
Активность, поведение, деятельность.
Личность.
Мотивация.
Тема 2. Метаструктура личности
Эмоциональная подструктура. Когнитивная подструктура. Формально-динамическая подструктура. Мотивационная подструктура: ценностно-потребностная сфера личности.
Тема 3. Самоактуализация личности
Понятие самоактуализации. Признаки самоактуализации. Я-концепция и самоактуализирующаяся личность. Социализация и индивидуация. Самоактуализация и общество. Самоактуализация как трансперсональный феномен. Самоактуализация и психическая патология. Самоактуализация как процесс и как результат индивидуального развития. Экспериментальные исследования профессиональной и личностной самореализации.
Раздел III. Теория ценностно-потребностной сферы личности
Тема 1. Основные понятия теории ценностно-потребностной сферы личности
Побудительные силы личности. Инстинкт, драйв, потребность. Иерархия потребностей. Формирование потребностей. Потребность и ценность.
Тема 2. Строение ценностно-потребностной сферы личности
Система общественных и архетипических ценностей. «Личные» и «групповые» ценности. Психологический механизм формирования ценностно-потребностной сферы личности. Концептуальное определение ЦПСЛ. Зоны ЦПСЛ. Операциональное определение ЦПСЛ. Общественная и родовая подструктура ЦПСЛ. Идентичность и аттитюд.
Внешние и внутренние конфликты. Природа внутриличностного конфликта, его виды.
Раздел IV. Методы экспериментально-психологического исследования ЦПСЛ
Тема 1. Методология исследования мотивации
Основные подходы к изучению потребностей, мотивов, интересов, установок. Мотивационные тесты. Критерии валидности мотивационных тестов.
Тахистоскоп и его возможности в исследовании бессознательных процессов. Закон ограниченности восприятия во времени и пространстве.
Экспериментальные исследования восприятия времени. Временная перцепция и оценка временных интервалов. Психологические механизмы субъективной оценки времени.
Проективные тесты в психологическом эксперименте.
Тема 2. Принципы экспериментального исследования мотивации
Принцип тахистоскопического предъявления.
Принцип субъективной оценки времени экспозиции.
Принцип проективного сравнения личностно значимых ценностей.
Принцип конструирования личных ценностей.
Ассоциативный принцип.
Тема 3. Исследование структуры ЦПСЛ
Опросники значимых ценностей.
Тахистоскопический метод. Симультанная и сукцессивная экспозиция ценностей. Диагностика общественной и родовой подструктуры ЦПСЛ. Фокус перцептивного поля и эффект края. Перцептивный тип.
Оценка времени экспозиции личностно значимых ценностей. Субъективное время. Оценка различных по длительности интервалов. Метод воспроизведения.
Попарное проективное сравнение личностно значимых ценностей. Личностная значимость ценностей. Субъективная доступность. Два вида внутриличностного конфликта.
Тема 4. Исследование содержания ЦПСЛ
Когнитивное содержание ЦПСЛ: принцип конструирования. Методы «тетрад» и «противопоставления». Ценностная идентичность.
Эмоциональное содержание ЦПСЛ: ассоциативный эксперимент.
Цветовые ассоциации на личностно значимые ценности.
Оценка актуального состояния основных психофизиологических потребностей человека.
Тема 5. Бессознательные цветовые предпочтения в процессе экспериментально-психологического исследования ЦПСЛ
Неосознанный выбор цвета в тахистоскопических экспериментах. Цвет и аттитюд. Цвет и архетип.
Бессознательная оценка времени экспозиции цветовых стимулов. Недооценка и переоценка.
Неосознанный выбор цвета при попарном проективном сравнении. Цветовой и внутриличностный конфликт.
 
Мастер-классы
Экспериментально-психологическая диагностика структуры и содержания ценностно-потребностной сферы личности
Определение ЦПСЛ. Структура ЦПСЛ. Зоны ЦПСЛ.
Индивидуальный выбор личностно значимых ценностей.
Симультанная экспозиция ценностей. Тахистоскопический эксперимент. Феномен «перцептивного фокуса».
Сукцессивная экспозиция ценностей. Калейдоскопический эксперимент. Эффект «края».
Перцептивный тип.
Субъективная оценка времени экспозиции личностно значимых ценностей.
Попарное проективное сравнение личностно значимых ценностей. Внутриличностный конфликт.
Индивидуальное содержание личностно значимых ценностей. Личные конструкты. Метод противопоставления и метод тетрад. Ценностная идентичность.
Ассоциативный эксперимент и латентное время ассоциативной реакции.
Цветовые ассоциации на личностно значимые ценности.
Цветовая психодиагностика.
Восприятие цвета человеком и животными. Психология цвета. Теория цветового восприятия.
Методология и методы исследования цветового восприятия. Ценности, потребности и цвет. Ценностно-потребностная сфера и цветовые предпочтения личности.
«Цветовой тахистоскоп» и «Цветовой калейдоскоп».
Субъективная оценка времени цветовых экспозиций.
Попранное сравнение цветовых эталонов.
Цветовые ассоциации и латентное время цветоассоциативной реакции.
Самооценка и ценности личности.
Авторская модификация Миннесотского многопрофильного личностного теста.
Методы психологической диагностики внутриличностного ценностного конфликта. Проективное сопоставление неопределенно сформулированных ценностей.

 

Принцип конструирования. Метод «противопоставления». Личные конструкты и ценностная идентичность.